НАЧАТЬ С НУЛЯ РАДИ ПРОЕКТА МЕЧТЫ И СТАТЬ ПАРТНЕРАМИ WARGAMING.

Максим Дембик - соучредитель студии Frag Lab. Его команда занимается разработкой игры нового поколения для Wargaming, создателя знаменитого «танкового» симулятора World of Tanks.

В партнерском проекте с MINI Максим рассказал MC Today, как рискнул и повел за собой команду из 80 человек, а в результате сумел договориться о сотрудничестве с гигантом отрасли.

История Максима продолжает совместный проект MINI и MC Today к 60-летию автобренда. Он посвящен украинским предпринимателям - владельцам MINI, которые достигли успеха благодаря вере в свои силы, как и Джон Купер, создатель легендарной модели Mini Cooper S.

Как я убедил Crytek взять меня на работу.

С детства мечтал создавать игры. Помню, как писал какие-то морские бои на калькуляторе МК-51. Лет в десять я серьезно увлекся программированием, в школе даже помогал учителю вести информатику, но программистом так и не стал.

Я увидел свой шанс, когда в 2005 году в Украине зашла немецкая компания по разработке игр Crytek. Она была небольшой, но очень ярко выглядела на рынке. Все ориентировались на качество графики и дизайна в их игре Far Cry (игра в жанре «экшн» от первого лица, за четыре месяца после выпуска продали 730 тыс. копий игры. - прим. ред.).

И хотя Crytek искали только художников, я им все равно написал: «Ребята, художники художниками, но кто будет ими управлять?» Мне позвонили и предложили увидеться.

На встречу в Киев прилетели основатели компании, все трое братьев Йерли. И знаете, это было как прикосновение к легенде! К тому же у меня получилось убедить немцев, что я им нужен.

Меня наняли менеджером. В первый рабочий день я думал, что сейчас придет какая-то команда, и мы начнем чертить графики. Но по факту оказалось, что надо создавать студию, нанимать художников и руководить ими.

Crytek открывал полноценный филиал в Киеве. Мне с моим партнером Игорем пришлось запускать бизнес и взять на себя весь менеджмент.

Ребята из Crytek привезли чемоданы с железом. Мы зарегистрировали компанию, открыли счет с $ 15 тыс., которые передали немцы, и начали работать. Тогда, в 2005-м, нас было шестеро, а первый офис напоминал подпольную квартиру.

Мы стали первой зарубежной студией Crytek. Уже после нас открылись филиалы в Будапеште, Софии, Сеуле.

Как мы создавали Warface.

Мы в Crytek Kyiv разрабатывали игру Warface, один из самых популярных «шутеров» (жанр компьютерных игр, «стрелялка». - прим. ред.) в СНГ. Но не все шло гладко. Например, несколько раз задерживали зарплаты месяца на три. Причем, такие же проблемы были и в немецком офисе. Но пока я работал в Crytek Kyiv, мне удавалось решить вопрос с деньгами и удерживать большинство людей.

Больше всего нам портили нервы проблемы с доверием к нам головного офиса. Немцы долго боялись, что мы сделаем что-то не так и приставляли к нам своих людей, которых мы называли «внешним наблюдением». В 2014 году в течение лета через такие назначения ушли пять топ-менеджеров, мы около года восстанавливались и искали людей.

А однажды один из наблюдателей, не посоветовавшись с командой, пообещал инвестору за короткое время добавить новые «фишки» в игру. Их не было в проекте, и в такие сроки сделать их силами нашей команды было невозможно.

Пришлось «воевать». Доказывали братьям Йерли и инвестору, что такие люди вредят проекту. В результате наше «наружное наблюдение» ушло в другую компанию. Там этот человек завалил проект с бюджетом больше, чем $ 50 млн.

Несмотря на все трудности, мы завершили работу над игрой Warface, которую можно назвать номером один в своей нише, как минимум, в СНГ. Сейчас в Warface зарегистрировано более 30 млн человек. А в 2013 году мы попали в Книгу рекордов Гиннеса по количеству игроков, одновременно находящихся на одном сервере. Их было 145 тыс.

Как я ушел из Crytek.

Более 12 лет киевский офис Crytek занимался только Warface. У нас сформировалась сильная команда, которая устала годами работать над одним и тем же проектом. Мы попросили Crytek дать нам возможность сделать новый проект, но в компании не хватало денег на это.

Когда мы поняли, что шансов нет, решили рискнуть. Два года назад мы с частью команды отделились, чтобы основать свою студию и с нуля разработать идею для новой игры. За нами пошли 80 человек.

Как мы стали партнерами Wargaming.

Для начала нужно было быстро подготовить рабочие места. С офисом нам повезло. Мы взяли в субаренду помещения в Wargaming, один из крупнейших в мире разработчиков игр (в начале 2016 Bloomberg оценило стоимость Wargaming в $ 1500000000 - прим. ред.). Мы были с ними в хороших отношениях, и они в нас поверили. Переход команды в нашу новую студию Frag Lab занял 2-3 недели.

С оборудованием было сложнее. Деньги нужно было заводить из-за границы, а наша компания еще не была зарегистрирована.

Тогда я позвонил одному из поставщиков, которого знал еще со времен Crytek, и сказал: «Серега, очень нужно железо на $ 200 тыс., Но денег у меня нет. И компании нет. Но все будет, обещаю».

Через 3 дня мы уже разгружали технику, за которую мы рассчитались через пару недель. Тогда я понял значение понятия «деловая репутация».

Так мы начали работать над своей игрой в жанре «шутер». Это стрелялка, как и Warface. Самостоятельно мы бы не потянули такой проект. Зато мы поняли, что наш «шутер» сможет дополнить портфолио гиганта Wargaming с его танками, кораблями и самолетами. Это как раз то, чего у них сейчас нет. Когда мы пришли к Wargaming с предложением о партнерстве и с готовой командой, они заинтересовались и стали нашими издателями.

Сейчас игра на финальной стадии. Такой масштабный проект занимает около трех лет, мы работаем над ним чуть больше двух. Но я думаю, мы всех удивим. В нашей команде более 130 человек, и мы собираемся расти еще.

О любви к MINI.

С моей первой машиной MINI была похожая история, как с Crytek своего времени. Мы увидели авто вместе с женой и сразу влюбились. Красивый, мощный, но стоил колоссальных нам денег - около 32 тыс. евро. Я не мог успокоиться, и через пару месяцев все же взял MINI в кредит.

Я получил то, что вроде бы не мог себе позволить, и это дало мне толчок. Как я достиг какого-то определенного уровня, и после этого могу рассчитывать на нечто большее.

В 2005 году я создал первый в Украине клуб владельцев MINI. На первую встречу приехало всего три автомобиля, но сообщество постепенно росло. В 2007 мы вместе отправились на фестиваль в Голландию. В этой поездке было уже девять автомобилей. Затем мы ездили на гоночные фестивали Silverstone в Великобритании и Paul Ricard во Франции. Туда от нас поехало уже 20 экипажей.

Мой MINI побывал на всех трех гонках. Больше всего мне запомнилось, как я три раза ездил в роли пассажира на настоящем гоночном MINI, где за рулем находились профессиональные пилоты. Было и страшно, и странно от того, какие чудеса производит этот автомобиль на треке.

В 2013 году клуб пришлось закрыть, так как на его развитие просто не хватало времени. В начале этого года мое дело продолжили другие ребята. Я их с удовольствием поддерживаю.

Тот самый MINI John Cooper Works 2004 все еще со мной. Сейчас это не основная моя машина, а просто любимое авто выходного дня.

Еще я имкею Mini Cooper 1965 года, мы с другом нашли его под Полтавой. Он полностью прогнил, в полу - сквозная дыра, но он все же доехал до Киева своим ходом. Мы его отремонтировали, поездили на нем пару лет, но потом нужен был капитальный ремонт. На этом этапе все остановилось, но я мечтаю им снова заняться.

Знакомство с MINI John Cooper Works.

Я ездил на новом MINI John Cooper Works пять дней. Этот автомобиль близок мне по духу. Я не люблю большие машины, но при этом я имею высокие требования к мощности и управляемости. MINI John Cooper Works соответствует всем моим запросам.

Так как я достаточно долго участвовал в любительских автогонках, то знаю, что MINI на треках может соперничать с очень большими и мощными машинами.

Больше всего в новой модели мне понравилось сочетание агрессии и комфорта. Она серьезно эволюционировала по сравнению со стареньким MINI John Cooper Works. Новым MINI проще управлять, но при этом он не потерял свой бойцовский характер.

Он проявил его еще в 1964-м, когда участвовал в ралли Монте-Карло. Тогда мало кто верил, что такая маленькая машина на что-то способна, но MINI финишировал первым.

Мне знакомы ощущения, которые испытывал конструктор первого MINI John Cooper Works. Многие сомневались, что я и моя команда можем достичь чего-то. Но мы доказали, что можем сделать успешный проект.

Когда за мной пошли 80 человек, чтобы начать все с нуля, я нашел какую-то особую внутреннюю силу и больше не сомневаюсь, что у меня все получится.

 

Фотографии Григория Веприка и Романа Маточное, The Gate Agency.